Система делегування – реальна альтернатива «демократичним виборам»

1
135
Загрузка...

Чи влаштовує нас те, яким чином ми можемо реалізовувати своє право брати участь в управлінні державою, областю, районом, рідним населеним пунктом? Чи влаштовує нас сама виборча система, за якої, як правило, ми маємо «вибори без вибору»? Чи влаштовує нас те, наскільки ми, як виборці, можемо реально впливати на вибраних нами депутатів та їх рішення «від нашого імені»? Хіба не буває, що рішення «від нашого імені» не зовсім відповідає, або зовсім не відповідає нашим очікуванням, побажанням, позиції?..

Так ось в наш час РЕАЛЬНО відмовитися від виборів і перейти до системи делегування, яка реально даватиме можливість КОЖНОМУ ГРОМАДЯНИНУ (який має «право на вибір») або безпосередньо брати участь у прийнятті законів та управлінських рішень, або делегувати це своє право комусь іншому, якому довіряє, – на будь-який період або навіть на окремі голосування, в яких є потреба надати це право голосу більш компетентній у відповідній темі людині. І так само забрати делеговане комусь право в будь-який момент. Насправді, це і було б реалізацією норми Конституції, в якій визначено, що основним носієм влади є народ (тобто кожен громадянин). Мова про Громадянську республіку.

Зрозуміло, що проти запровадження такої системи у нас будуть серйозно боротися як самі депутати (особливо Верховної Ради, які почуваються там практично як у «земному раю»), так і олігархи та інші не дуже чисті на руку «вершителі долі країни», яким цілком комфортно грабувати народ саме за теперішньої так званої демократичної системи…

Але рано чи пізно народ точно «прокинеться» і схоче реально взяти владу у свої руки, а не грати роль «основного носія влади», реально маючи мінімальний вплив на прийняття рішень, або не маючи взагалі такого впливу…

Пропонуємо до вашої уваги деякі матеріали, присвячені темі «делегування» та «демократичних виборів» (мовою оригіналу).

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ ИЛИ ДЕЛЕГИРОВАНИЕ: В ЧЁМ РАЗНИЦА?

Часто при общении с людьми на тему Гражданской республики у многих возникает вопрос: так в чём же разница между выборами и делегированием. Многие утверждают, что эти понятия идентичны. Так может говорить только тот, кто не вник в суть вопроса, не разобрался в этих двух абсолютно разных терминах.

Есть один прекрасный фильм, комедия, «День выборов», снятый замечательными ребятами с Квартета И в соавторстве с «Несчастным случаем». В этом шедевре суть демократических выборов представлена во всей красе. Не буду углубляться в сюжетную линию. Просто, советую посмотреть. Эпическое кино! Особенно песня Шнурова: «Выборы, выборы. Кандидаты -…» Как говорится, из песни слов не выкинешь. И пусть не рассказывают мне некоторые умники, что это просто кино, и в странах с «развитой демократией» всё по-другому. Суть везде одна и та же. Выборы сейчас – это народная забава, шоу.
Ну, хватит лирики.

Рассмотрим основные отличия между демократическими выборами и делегированием.

1. Выборы. В Конституции Украины прописано, что каждый гражданин имеет право принимать участие в управлении государственными делами, право быть избранным в органы государственного и местного управления, то есть, стать депутатом. Что мы имеем на самом деле? Может ли Ваш сосед Иван Петрович быть избранным депутатом? Да. Если у него есть финансовый или политический (партийный) ресурс. А вы можете стать депутатом? При выше перечисленных условиях – можете. Но так как такие условия есть далеко не у каждого гражданина Украины, то далеко не каждый гражданин может стать депутатом и принимать участие в управлении государством. А это право гражданин может реализовать только раз в 4 или 5 лет на выборах. На этом, к сожалению, возможность реализовать права управлять своей страной у основной массы заканчивается.

Делегирование. При делегировании каждый гражданин сможет принимать участие в управлении государством напрямую с одним своим голосом в местных, районных, областных советах и даже в Верховном совете, или делегировав (передав) свои полномочия управления (право управления) лицу, которому он доверяет. Делегирование подразумевает постоянное участие в управлении государством каждого гражданина напрямую или через делегата, которому он доверил своё право управления, постоянный контроль делегата и возможность забрать право управления, если тот не справляется со своими обязанностями, и передать, делегировать, другому, более достойному представителю.

2. В демократической системе интересы граждан в Верховном совете, областных, районных советах представляют депутаты, являющиеся членами партий, или самовыдвиженцы. Чем больше депутат набрал голосов на выборах, тем больше вероятность, что он пройдёт в совет. Но, если депутат, которому я доверяю, проиграл избирательную гонку, или из списка кандидатов в депутаты нет ни одного, кому бы я мог доверять, то кто будет представлять мои интересы в совете того или иного уровня? Если партия, за которую я голосовал, не прошла в Верховный совет, то получается, мои интересы никто не будет отстаивать.

При делегировании каждый гражданин имеет право и может представлять свои интересы в совете того или иного уровня напрямую с одним своим голосом, правом управления, или общие интересы своим правом управления и тех, кто его избрал. А может передать это право делегату, которому доверяет.

3. При выборах депутат приходит к власти на определённый срок. И, если он не справляется со своими обязанностями: действует не профессионально, не грамотно, нарушает закон, вредит системе и обществу, участвует в коррупционных схемах, забрать у него депутатский мандат практически невозможно. Конечно, механизмы отзыва депутата существуют, но, они настолько сложны, затратны по ресурсам и по времени, что применить их практически невозможно.

При системе делегирования, если депутат не справляется со своими обязанностями, действует не профессионально, каждый гражданин, чьи интересы тот представляет, может отозвать свой голос, право управления, и передать его другому делегату. И чем больше граждан отзовут свои голоса, тем меньше поддержки и влияния этот депутат будет иметь в совете того или иного уровня. А если его действия будут противоречить закону или наносить вред государству и обществу, такого делегата можно отозвать и наказать по всей строгости закона.

Пожалуй, я перечислил 3 самые веские причины, почему я против демократии и демократических выборов, но за делегирование и Гражданскую республику!
Михаил Крячек, член ГО «Поступ»

***

В этой сравнительной таблице – основные отличия гражданской республики и представительной демократии. Далее принимается, что гражданин это – полноправный участник гражданской республики, а избиратель – полноправный участник представительной демократии. Изложенное актуально для Украины.

Критерий Гражданин Избиратель
Влияние Каждый гражданин своими действиями ежедневно и ежесекундно влияет на ситуацию На ситуацию влияет только большинство из принявших участие в выборах в рамках предоставленного выбора и только во время выборов
Участие Постоянное с возможностью принять участие лично или передать свои полномочия кому-то другому (делегату) Участие избирателя предусмотрено только на избирательном участке и только во время выборов
Регулярность Постоянно Один раз в 4 года
Публичность Гражданин может видеть действия других граждан Тайное голосование лишает избирателя права знать выбор других избирателей
Ответственность Гражданин несет ответственность за свои действия публично Избиратель не несет ответственность за свой выбор и его последствия
Подкуп Каждый гражданин в любой момент может отозвать свои полномочия у делегата, передать его другому или принять участие лично. Поэтому покупка голоса, как и популистские обещания, теряют всякий смысл Подкуп избирателей происходит постоянно перед выборами под видом продпакетов/покраски лавочек
Обман Наказание за обман граждан последует незамедлительно Избиратель вынужден ждать следующих выборов, чтобы попытаться на что-то повлиять с непредсказуемым результатом своих попыток
Зависимость Делегат зависит от решений гражданина (граждан) Депутат независим от воли граждан, а избиратель зависит от решений депутата (большинства депутатов в парламенте)
Свобода Гражданин свободен выбирать, лично участвовать либо передать свои полномочия делегату с возможностью в любой момент их отозвать Избиратель свободен сделать выбор только в пределах предоставленного «меню» и только во время выборов
Краткий вывод Гражданин имеет право и обязан участвовать в делах государства и этим несет ответственность перед собой и другими гражданами Избиратель не имеет права участвовать в делах государства и не несет никакой ответственности за свой выбор

***

О различиях системы выборов и делегирования, их достоинства и недостатки
ВЫБОРЫ
при Демократии
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ
при Гражданской Республике
Управление страной Передаётся депутатам с надеждой на их честность, порядочность и профессионализм Граждане реально влияют на управление путем контроля делегатов
Влияние избирателей на избранников (депутат/делегат, мер, президент) Нет влияния Влияние есть в виду того, что граждане могут отзывать свои полномочия
Голос избирателя/гражданина Используется исключительно при выборах и не может быть отозван Всегда в распоряжении гражданина
Способ избрания Голосование Делегирование
Срок действия В среднем 4-5 лет До тех пор пока доверяют
Ответственность
депутатов (делегатов)
Нет ответственности Потеря полномочий в связи с мгновенным отзывом голосов
Ответственность избирателей Нет ответственности Как решат граждане
Как происходит процесс Тайно Открыто и публично
Отзыв полномочий Теоритически есть, практически не реализуем. Необходимо затратить столько ресурсов и времени на отзыв, сколько и на выбор нового депутата Мгновенный отзыв и мгновенная передача полномочий другому делегату
Какой % избирателей представляют депутаты (делегаты) 20-30% Стремится к 100%
Зависимость от умственного и культурного уровня избирателей Высокая, что позволяет манипулировать избирателями Зависимость присутствует, но она нивелируется такими факторами:

а) при демократии больше всего олигархия работает с люмпенизированными слоями населения. Средние слои, как правило, вообще почти не участвуют в выборах. Явка на выборы от 40-до 50 % во всех странах как раз это и подтверждает.

б) средние слои населения, когда будут видеть, что от них что-то зависит, то начинают разбираться в ситуации и становятся граждански активными.

Количество избранников 422 депутата Неограниченно теоритически, а практически не больше, чем сейчас
Полномочия при голосовании 1/422 Каждый делегат голосует 1-м своим голосом и n-количеством голосов доверившихся ему граждан
Оплата с 01 апреля 2015 года – 6 109,00 грн. В зависимости от количества делегированных голосов (например 1 гривна за 1 делегированный голос)
Расходы на избирательный процесс Огромные (местные выборы 2015 – 1 180 300 000,00 грн.) Низкие за счет внедрения новейших технологий (создание специального сайта для делегирования)

***

ПОЧЕМУ Я ЗА ГРАЖДАНСКУЮ РЕСПУБЛИКУ

Очевидно потому, что негативные явления, те язвы и болезни, присущие демократии и описанные мной в предыдущих статьях, в гражданской республике либо отсутствуют вообще, либо не имеют столь большого влияния. Начнем по порядку.

Во-первых, представьте себе страну, где каждый гражданин действительно имеет доступ к управлению государством, городом, любой другой территориальной единицей непосредственно или опосредованно, путем делегирования своего голоса другому гражданину во власти. Т.е. не на словах, а на деле осуществляется самоуправление граждан. Особо важно отметить то, что народовластие в гражданской республике отсутствует напрочь, поскольку народ не является источником власти! Источником власти являются граждане данной республики! И это первое коренное отличие гражданской республики от демократической!

Здесь следует остановиться и разъяснить подробнее. Сразу успокою Ваши нервы. Человек является высшей ценностью в гражданской республике, и любой житель страны пользуется всеми правами и свободами, прописанными в законодательстве государства и оговоренными международным правом. В отличие от многих стран, где термин «гражданин» утратил свое предыдущее значение, впервые появившееся в Древней Греции, и сведено к крайне упрощенному определению, как «индивида, на политико-правовой основе связанного с определенным государством», в гражданской республике понятие «гражданин» остается незыблемым в своем первоначальном значении: гражданин – это человек, служащий Родине, народу, обществу, заботящийся об общественном благе. Любой человек, проживающий в данной стране является гражданином, если исполняет свой гражданский долг: участвует непосредственно или опосредованно в управлении страной, заботится об общественном благе, собственном благосостоянии, благополучии и благосостоянии своей семьи, о родителях. обровольный выбор каждого жителя страны и показатель его умственного, политического развития и морального облика.

Человеку, добровольно отказавшемуся от своего права участвовать в управлении страной и, соответственно, переставшем быть гражданином, никто не ставит печать на лоб или в паспорт, не вешают его портрет на доску позора, не клеймят в прессе. Это добровольный выбор! Ничего позорящего его в этом выборе нет. Ни в каких иных правах его (как жителя страны и гражданина страны по паспорту) не ущемляют. Он всегда может снова стать полноценным гражданином, если примет решение участвовать в управлении страной и будет соответствовать критерию.

Звания «гражданин» (не гражданства!) можно лишиться автоматически или по решению суда общественности. Например, гражданин, отказавшийся служить в вооруженных силах, защищать свою Родину, отработать на альтернативной службе, не может быть гражданином республики. Не может быть гражданином и человек, систематически, сознательно нарушающий гражданский кодекс, уклоняющийся от уплаты налогов, от ответственности родителя и пр. Может ли быть гражданином человек, признанный официально умалишенным? Очевидно – нет! Вор, рецидивист, убийца и насильник, предатель Родины, казнокрад и коррупционер решением суда могут быть лишены этого почетного звания на определенный срок или навсегда и не могут принимать участие в управлении государством. И это принципиальная позиция! Вторым важным отличием от демократии есть то, что в гражданской республике отсутствуют выборы. Миллионные бюджетные средства не расходуются впустую на этот демократический цирк. Нет депутатов разных уровней. Есть представители граждан, осуществляющие законотворчество и управление страной, городом либо иной территориальной единицей, работая в Гражданских Советах (Громадських Радах) разного уровня. Гражданские Советы нанимают на работу граждан в исполнительную власть по критерию наличия профессиональных навыков и знаний, компетентности, преданности народу и честности. Граждане, осуществляющие законотворчество и управление, несут полную персональную ответственность перед теми гражданами, которые делегировали им свои голоса, и вместе с ними осуществляют полный и действенный контроль над властью исполнительной. И это не на словах, а на деле, поскольку существует еще одно важнейшее отличие в принятии решений между гражданской республикой и демократией.

Голосование в Гражданском Совете за принятие того или иного закона или управленческого решения осуществляется мандатами. Это значит, что если за определенный закон проголосовал представитель в органе власти, то учитывается не только его личный голос, а и голоса тех, чьи интересы он представляет. Например, Нестору Шуфричу делегировали своё право управлять страной 50 000 граждан, а Ирине Геращенко 500 000 граждан. Следовательно, при голосовании нажатие кнопки «ЗА» Ириной Геращенко будет означать «500 000 + 1 голосов «ЗА». Соответственно, нажатие кнопки «ПРОТИВ» Нестором Шуфричем будет означать «50 000 + 1 голосов «ПРОТИВ» («+1» – это их собственные голоса). Таким образом, те, кто делегировал своё право управления страной, крайне заинтересованы, чтобы их представители, действительно представляли их мнение в органах власти, и контролируют процесс законотворчества и управления. Еще одно, третье, отличие. Нет сроков и периодов нахождения во власти, нет каденций. Те представители граждан, кто проявил наивысшие гражданские качества, патриотизм, профессионализм и компетенцию, могут находиться во власти так долго, пока имеют доверие граждан. Те, кто делегирует свое право управления государством, имеют возможность отзыва своего голоса от потерявшего их доверие представителя и передачи своих управленческих полномочий другому представителю, либо самому идти во власть. Однако, нахождение в органах власти граждан с пустыми или «невесомыми» мандатами теряет смысл. Зарплату представители граждан в органах власти получают пропорционально количеству голосов в их мандате. Один голос – это копейки. Миллион голосов – очень достойное вознаграждение за заслуженное доверие. Отсюда ответственность, поэтому и действенный контроль. Выходя на трибуну Гражданского Совета, нужно будет очень хорошо подумать, что говорить и какой закон или решение принимать.

Ответственность тех, кто делегирует свои полномочия, и подотчетность представителей всех ветвей и уровней власти сильно «закисляют» почву для взращивания и размножения коррупции. В гражданской республике коррупция находится постоянно в угнетенном состоянии или полностью исчезает, если такое вообще возможно.

Основной целью гражданской республики есть создание таких условий в стране, где становиться представителем среднего зажиточного класса было бы выгодно, быть богатым почетно, а бедным быть (такие будут всегда, это их выбор) не так больно.

Исходя из вышесказанного, принимать непосредственное участие в управлении страной представителям бизнес-структур не имеет особого смысла, поскольку и так основной задачей власти является создание таких условий для бизнеса, при которых он имел бы возможность полноценно развиваться в условиях здорового законодательного и инвестиционного климата, при наличии здоровой конкуренции и общенародной поддержки.

Быть олигархом в гражданской республике теряет смысл.

И еще одно отличие. Гражданская республика функционирует тем успешней, чем больше граждан вовлечено в управление государством и чем активнее они вникают в вопросы управления. Это порождает мощное общественное движение, формирует активное гражданское общество.

Это основная концепция Гражданской республики.
Очевидно, что по каждому пункту и даже параграфу может возникать масса вопросов. В следующих статьях постараюсь осветить все сомнительные моменты.

Виталий Мельник, член ГО «Поступ»

Джерело: postup.org.ua

***

***

***

***

***

***

***

***

Загрузка...

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ