Made in Ukraine: Від виробництва мільйона велосипедів в рік до… руїн

7
4788
Загрузка...

Шокуючий матеріал про знищений український велозавод, який експортував свою продукцію в 30 країн світу і виготовляв техніку для збірників СРСР, чіпляє у «мрійливій частині» і Чернівці.

До чого тут Чернівці? Річ у тім, що автор Наталя Мартіашвілі та колишній футболіст «Буковини» Олександр Білоус мріють відкрити у столиці Буковини перший в Україні «спортхаб» з морських контейнерів з роздягальнями і міні-інфраструктурою та, звісно, велопрокатом. І певні кроки в цьому напрямку вже зроблені.

А про мрії та розчарування, зв’язок між Харковом, ДП «Антонов», Гаагою, Амстердамом і Донецьком читайте далі (мовою оригіналу):

Харьковский велозавод. Как рушатся мечты

История завода

Мое знакомство с велозаводом началось в марте 2016. В тот период мы готовили проект «Say Yes» Haaga-Amsterdam. Ультра-марафон и велопробег на поддержку евроинтеграции, в преддверии референдума в Нидерландах. И в какой-то момент подготовки мне пришла в голову «очередная» идея о том, что нам крайне необходимо ехать на велосипедах, произведенных в Украине. И я бороздила просторы интернета в поисках велозаводов и их директоров, чтобы предложить участие в акции. Я горела этой идеей и естественно главной целью стал ХВЗ. Я была крайне поражена историей завода, производством почти 1 млн. велосипедов в год, экспортом в 30 стран, уникальным и единственным конструкторским бюро, производством шоссейников для сборников СССР.

***

Завод с почти 93-летней историей стал для меня мечтой. Я звонила на завод, пыталась договориться о предоставлении нам минимум 20 велосипедов, поездки с нами представителя и уже видела коммуникацию торговых связей с меккой велосипедов Голландией. Но как-то не сложилось, директор не отреагировал,  у меня было мало времени давить, но я точно помню как хотела привезти 2 велика нашему голландскому соорганизатору в подарок. И снова неудача: директор киевского магазина не приехал и я, прождав его 2 часа под закрытым магазином, уехала с пустыми руками и написав разочарованный пост у Facebook:

«УРРА!!!! Це перемога!!!
Куплю завод! Шукаю інвестора! Що, робити знаю!
Зла, розлючена та розгнівана.
Навіщо миловари “ЮСИ” http://usi.ua/ Ви купили “ХВЗ”, щоб зовсім занедбати колись легендарний велозавод, який випускав 1млн. великів у рік… Уявіть цю цифру,….
Що зараз….майже всі цеха в оренді, та “дивна” роздрібна мережа…Щоб купити велік треба домовитися з “директором” про зустріч приїхати в магазин “без Опознавательных знаков” поцілувати двері та піти….
Навіщо мені вел “Украина”?…..Була ідея проїхати командою на НАШИХ веліках в Голландії, та показати, що в нас є гарний потенціал, та потужні можливості… Але як ми себе не поважаємо…..
Чому так дивно все в нас…….”Косметика”, “Уход за домом”, “ВЕЛОПРОДУКЦИЯ”, “Мыло”, “Мелочи для дома”…..»

Изучая историю завода и сталкиваясь с невероятными перевоплощениями харьковских «ласточек» народными кулибинами, я мечтала, о симбиозе работы инженеров завода и артхудожников.

***

И что самое удивительное я нашла информацию о уникальных разработках и производстве велосипедов на Антонове, об уникальной раме и сплаве, о рекордах проф-спортсменов и запрете международной вело-ассоциации участия в официальных соревнованиях этих велолегенд.

***

Мой мозг уже рисовал план захвата мира) создания уникальных велосипедов на ХВЗ с разработками Антонова и тюнингом крутых художников.

***

В Гаагу мы уехали без ХВЗ. Мечта зрела в голове медленно, откладывалась на позже разными событиями, поиском связей и выходом на собственника.

И так прошел почти год, к производству велосипедов добавилась идея создания спортхабов из морских контейнеров с раздевалками и мини-инфраструктурой и, конечно, с велорокатом «ласточек».

Руины. Злость. Разочарование

Первое впечатление от увиденного сложно назвать шоком. Руины, разрушенные до основания цеха, остатки колон, которые сопротивляются человеческому вандализму, цинизму и алчности.

***

Бывший работник завода провел мне экскурсию, показывая где находилась линия покраски, склады готовой продукции, цеха сборки, комплектующих. На вопрос что случилось и когда это все началось было тихое молчание с разочарованным взглядом и безысходностью в глазах.

«Вы можете поговорить с директором вон в том здании цех, где делают рамы и собирают велосипеды, а те окна там сидит директор в будние дни. «Где?» «Ну вот окна видите на втором этаже? «Как там? Да в этом здании, но не ходите сейчас туда там очень много собак и они бросаются на не знакомых, будьте осторожны… Мне нужно идти…

***
Побродив в окрестностях «мечты», вдохнув воздух безысходности, я все равно не принимала реальность и на смену шока пришла агрессия. На месте руин строят склад для супермаркета строийматериалов, а на месте двух огромных «зданий» строят квартиры.


***

Я пошла исследовать здание для жилья и какой же алчностью и цинизмом нужно обладать, чтобы строить квартиры. Как долго нами будут двигать меркантильные чувства обогащения? На что способен человек ради финансовой массы? И в каком отчаянии нужно быть, чтобы жить в этом будущем жилом комплексе?


***
Я не уверенна в услышанной информации, но если квартиры «строят» для жителей Донецка, то как же нужно так унизить людей, что б селить на выжженную свалку?


***
Боль, злость и агрессия сопровождали меня в подвале и экстремальном походе по будущему жилью. Десяток строителей пытались шутить со мной, но ответ получали испепеляющие взгляды и короткие пренебрежительные ответы. Мне жаль, что я вымещала свои эмоции на них, но я не могла их сдерживать.


***
Выжженые промасленные, за годы работы завода, стены и потолки маскируют и утепляют гипсокартоном. Там жить нельзя!!


***
Агрессия быстро переросла в апатию и напоследок встретив «сильную женщину», которая собирала остатки металла на свалке завода, мне захотелось бежать из этого города и, наверное, из страны.

***
После пытаясь найти информацию в гугл я только и сталкивалась с одной постоянной новостью «Горит велозавод в Харькове», и мне просто интересно: городу все равно, что происходит на этой территории, вы глухи и слепы или вы осознано молчите?

***
Читая, многие не поймут, что за истерика, на наследии союза, устаревшем гиганте былых лет. Я не буду спорить, доказывая отличие созидания от разрушения. Я буду мечтать и действовать, не смотря, ни на что! Пока в обломках еще собирают рамы «ласточка», может восстать из пепла.

***

С надежной на счастливое продолжение великой легенды спортгиганта… Далее будет….

Наталья Мартиашвили, SportBuk.com

***

Загрузка...

7 КОМЕНТАРІ

  1. Съезди ещё на автозаз там тоже история, цеха… А еще 20 лет полуофшора в который васадзе с друзьями сливал миллионы кеша а всей стране впаривали еле дышащие сенсы, рассказывая о защите нац вырабныка. Ето капитализм, дети, не могут своими кучерявыми руками сделать велосипед так пусть идут нахрєн, а мы купим скотт а не будем помогать убогим

  2. почти вся наша экономика построена на “купи-продай”, заниматься производством намного сложнее, потому что нужно больше вкладываться, а заниматься перекупкой значительно проще и быстрые деньги.

  3. Всё построено на получении быстрой прибыли т.е.”купи-продай”, а производство это слишком хлопотно.

  4. Всё построено на “купи-продай”, так проще и быстрее делать бабло, а производство слишком хлопотное занятие.

  5. Вообще-то глава МИДа Украины открывал велопробег в Амстердаме на украинском велосипеде из Киева WoofRover

НАПИСАТИ ВІДПОВІДЬ